Santino
05-22-2006, 17:01
Ако някой с познания по руски се опита (или преведе) този текст ще съм му много благодарен.
Тайная вечеря Леонардо да Винчи
Восемнадцатилетнее пребывание Леонардо да Винчи при дворе Людовико иль Мори оставило настолько глубокий след в истории искусства Возрождения Ломбардии, что почти все созданные в 16 веке произведения искусства были под сильным влиянием этого гениального мастера. Леонардо начал «Тайную вечерю» в 1496 году по заказу Людовика ил Моро и она явилась, безусловно, вершиной его творчества. Медлительность Леонардо во время работы над «Тайной вечерей» стала легендой. В одном из писем, посланных Людовиком иль Моро Маркессино Стампа, он писал: «Лелеем надежду ... что Леонардо завершит в скорейшем времени начатую им работу в трапезной делле Грацие...», что говорит о том, что в момент написания письма «вечеря» должна была быть закончена. Леонардо да Винчи написал ее (иногда не откладывая кисти в течении всего дня, иногда не прикасаясь к ней по несколько дней), используя необычную технику, которая, к сожалению, оказалась неудачной. Довольно скоро вся фреска потемнела и приняла тот вид, который мы видим сегодня. Мастер писал ее не маслом, а темперой на двухслойном гипсовом покрытии, которое не выдержало влажности. Уже в 1568 году, Вазари видел вместо фрески «тусклое пятно»: влага собиралась под росписью, вызывая отделение покрашенной пленки, выделение селитры и распространение плесени.
К этим бедам, тем временем, добавился вред нанесенный человеком: французские наемники в 16-м и солдаты Наполеона в 18-м веке. Но даже и в полуразрушенном состоянии "Тайная вечеря" производила неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от "Тайной вечери" и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.Чудом уцелев после бомбардировок, которые в августе 1943 года разрушили трапезную практически полностью, «Тайная вечеря» подверглась реставрации. Реставрационные работы проводились и раньше, но неудачно; последняя же реставрация, проведенная при помощи современных методов, имела целью спасти фреску от полного разрушения.
Не смотря на это, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи не перестает удивлять и волновать зрителей. Эта фреска представляет собой новое решение перспективы: все пространство уходит в глубину, откуда исходит свет, омывающий равномерно все фигуры. Каждая группа состоит из трех фигур, расположенных горизонтально относительно стола, в центре которого сидит Иисус Христос. Для изображения темы, Леонардо сконцентрировался на моменте, когда Иисус садится с его учениками и говорит им: " ... один из Вас должен предать меня " (Матфей 26.21). Именно к нему, к Иисусу, направлены все линии композиции: жесты и взгляды апостолов, которые, в свою очередь, характеризуют психологическую реакцию каждого из них на слова, произнесенные Христом.
Остается добавить, что сейчас "Тайную Вечерю" можно увидеть в Милане, в церкви Мария делла Грацие.
Тайная вечеря Леонардо да Винчи
Восемнадцатилетнее пребывание Леонардо да Винчи при дворе Людовико иль Мори оставило настолько глубокий след в истории искусства Возрождения Ломбардии, что почти все созданные в 16 веке произведения искусства были под сильным влиянием этого гениального мастера. Леонардо начал «Тайную вечерю» в 1496 году по заказу Людовика ил Моро и она явилась, безусловно, вершиной его творчества. Медлительность Леонардо во время работы над «Тайной вечерей» стала легендой. В одном из писем, посланных Людовиком иль Моро Маркессино Стампа, он писал: «Лелеем надежду ... что Леонардо завершит в скорейшем времени начатую им работу в трапезной делле Грацие...», что говорит о том, что в момент написания письма «вечеря» должна была быть закончена. Леонардо да Винчи написал ее (иногда не откладывая кисти в течении всего дня, иногда не прикасаясь к ней по несколько дней), используя необычную технику, которая, к сожалению, оказалась неудачной. Довольно скоро вся фреска потемнела и приняла тот вид, который мы видим сегодня. Мастер писал ее не маслом, а темперой на двухслойном гипсовом покрытии, которое не выдержало влажности. Уже в 1568 году, Вазари видел вместо фрески «тусклое пятно»: влага собиралась под росписью, вызывая отделение покрашенной пленки, выделение селитры и распространение плесени.
К этим бедам, тем временем, добавился вред нанесенный человеком: французские наемники в 16-м и солдаты Наполеона в 18-м веке. Но даже и в полуразрушенном состоянии "Тайная вечеря" производила неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от "Тайной вечери" и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.Чудом уцелев после бомбардировок, которые в августе 1943 года разрушили трапезную практически полностью, «Тайная вечеря» подверглась реставрации. Реставрационные работы проводились и раньше, но неудачно; последняя же реставрация, проведенная при помощи современных методов, имела целью спасти фреску от полного разрушения.
Не смотря на это, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи не перестает удивлять и волновать зрителей. Эта фреска представляет собой новое решение перспективы: все пространство уходит в глубину, откуда исходит свет, омывающий равномерно все фигуры. Каждая группа состоит из трех фигур, расположенных горизонтально относительно стола, в центре которого сидит Иисус Христос. Для изображения темы, Леонардо сконцентрировался на моменте, когда Иисус садится с его учениками и говорит им: " ... один из Вас должен предать меня " (Матфей 26.21). Именно к нему, к Иисусу, направлены все линии композиции: жесты и взгляды апостолов, которые, в свою очередь, характеризуют психологическую реакцию каждого из них на слова, произнесенные Христом.
Остается добавить, что сейчас "Тайную Вечерю" можно увидеть в Милане, в церкви Мария делла Грацие.